Ксеноновые лампы вместо простых

Семь дней назад СМИ всколыхнуло сообщение, размещённое на сайте ГИБДД РФ. В документе говорилось о ответе Государственной автоинспекции лишать права управления транспортным средством водителей, устанавливающих в несертифицированные фары ксеноновые лампы вместо простых. Редакция Авто.Новости.Ru решила узнать, как правомерны действия сотрудников ГИБДД с позиций действующего законодательства.

ГАИ не имеет юридических оснований лишать водителей прав за ксенон

И выяснилось следующее. Сообщение ДОБДД было основано на последнем письме от ФГУП НИИАЭ от 16.06.2009, которому в свое время Минпромторг поручил разобраться как безопасно применение ксеноновых ламп в машинах. Эксперты совершили изучения и узнали, что в не предназначенных для такого типа ламп фарах, применение ксенона вправду страшно. Из-за меньшей длины волны, и вдобавок громадных габаритов искрового заряда, свет ксеноновой лампы предъявляет особые требования к качеству и форме отражательной поверхности рассеивателя фары. Оптика под простые лампы накаливания не соответствует этим требованиям, исходя из этого, как заключили специалисты, «фактически все ксеноновые фары слепят». В связи с чем, НИИАЭ в собственном письме показывает Минпромторгу на необходимость внесения трансформаций в ГОСТ Р 51709-2001, что и регламентирует требования к световым устройствам в автомобиле. В частности, эксперты университета предлагают отредактировать понятие «режима работы», и вдобавок классификацию типа фар под различные источники света.

Но потом началось самое увлекательное. Взяв это письмо в собственный распоряжение, в ДОБДД почему-то решили «разъяснить», что сейчас и отныне, за неправильные лампы в фарах автомобиля нужно лишать прав. Да причем самым жёстким образом. Статьи 12.5 ч.3 и 12.4 ч.1 КоАП, на которые ссылается ДОБДД, предназначались только для борьбы с стробоскопами и нелегальными мигалками, а потому наказание в том месте соответствующее: «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей с конфискацией указанных приспособлений и приборов» (12.4 ч.1) и «влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приспособлений и приборов» (12.5 ч.3).

Но в случае если взглянуть внимательнее, то никакой юридической подоплеки в письме, размещённом на сайте ведомства нет. Все технические требования, предъявляемые сейчас к фарам, в любом случае регламентируются ГОСТом Р 51709-2001, что эксперты ФГУП НИИАЭ лишь советовали откорректировать. А в текущей редакциии нет никакой речи о запрете либо неправомерности применения ксеноновых фар.

Откуда же в ДОБДД столько уверенности? По какой причине показалось скандальное «разъяснение»? Возможно ГОСТ уже поменяли либо по крайней мере трудятся над этим? Чтобы докопаться до истины, нам было нужно обзвонить десятки различных инстанций, которые так или иначе могут быть связаны с этим процессом. И в действительности все выяснилось еще куда более запутанным, чем казалось на первый взгляд.

Официальные стандарты

Дело в том, что с 1 января 2010 года на основании ФЗ «О техническом регулировании» все требования к техническим объектам должны быть выделены в отдельный документ называющиеся «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Этот документ 10 сентября 2009 года был рассмотрен правительством РФ и послан по ведомствам для изменений и внесения доработок. Официально регламент вступит в силу только через 12 месяцев, то есть только в сентябре 2010 года. До этого времени все ведомства, министерства и университеты должны согласовать собственные требования и внести соответствующие поправки. Так изменится совокупность национальных стандартов, где отныне в ГОСТах будут прописаны лишь «способы», а в регламентах «требования».

В этом еще не вступившем в силу документе имеется приложение №5, включающее два пункта, которые касаются ксеноновых фар, то есть:

1.3.14.6. дальнего света и Фары ближнего и противотуманные, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу, должны иметь маркировку символами «Е» либо «е». Такие фары должны быть оснащены омывателем и автоматическим устройством регулировки угла наклона, и луч ближнего света обязан оставаться включенным, когда включается луч дальнего света.

1.3.14.7. Применение газоразрядных источников света (категории D) на транспортных средствах, не оснащенных автоматическими корректорами фар, не допускается. Автоматические корректоры фар на транспортных средствах, оснащенных фарами с газоразрядными источниками света, должны быть работоспособны.

«Этот технический регламент сейчас находится у разработчиков, которые совместно с Минпромторгом, вносят в него трансформации. К концу марта в предварительном виде он будет размещён на сайте ведомства. В силу документ вступит только после окончательного утверждения его аппаратом правительства, а вполне готов он будет ближе к концу лета. Эти поправки могут, как остаться, так и в ходе доработки провалиться сквозь землю. В любом случае сейчас все еще действует ГОСТ 51709», — поведал Авто.Новости.Ru начальник научной группы ОАО НИИАТ Сергей Холод, участвовавший в разработке существующего ГОСТа.

Выходит, что в случае если в сентябре 2010 года эти поправки вступят в силу, действия сотрудников ГИБДД будут оправданы, но только в том случае, если установленный регламент будет внесен в 12 статью КоАП как источник. Лишь затем «неверная» эксплуатация газоразрядных ламп будет квалифицироваться как несоответствие режима работы внешних световых устройств. И лишь затем водителей возможно будет лишать прав и конфисковывать имущество. А до этих пор никакие внутренние документы ДОБДД РФ юридически не аргументируют лишение прав за ксенон.

«Более того, по логике вещей разумно сперва запретить установку аналогичного оборудования, а лишь затем поменять требования, в противном случае водители не успеют среагировать», — добавил Холод. По его словам техрегламент будет включать три пункта: требования к безопасности, требования к единичному автомобилю (изготовленному либо ввозимому) и требования к эксплуатации состояния . Внесение трансформаций о запрете ксенона, наверное, коснется последнего пункта.

Обстановка сейчас

К сожалению, сотрудники Государственной автоинспекции, поспешив с выводами, в некоторых местах уже запустили процесс противозаконного лишения документов, исходя из этого водителям, применяющим ксенон, стоит готовиться к твёрдому правовому отпору на должности ДПС.

«Лишение прав, сейчас, не предусмотрено никоим образом. ГИБДД опубликовало письмо на своем сайте и подняло шумиху, чтобы вызвать водителей и коррупционным методом выгрести побольше денег с несложных граждан. Разумеется, что этот подход – легко выдумка. В Российской Федерации водители делятся на две категории: 1. Те, кому несложнее заплатить и отправиться, 2. Те, кто вернет гаишников в правовое поле и вынудит юридически обосновать собственные требования. Инспектор обязан доказать вину водителя, в противном случае его действия противозаконны», — прокомментировал нам обстановку автоэксперт радиостанции «Новости ФМ» Сергей Асланян.

Он утвержает, что из-за низкой правовой грамотности отечественных водителей, сценарий «заплатил-отправился» видится на русских дорогах значительно чаще, что и дает нечестным стражам порядка шанс воспользоваться незнанием законов и лишить прав невиновного водителя.

«А учитывая существования в ФЗ «О милиции» п.1 ст.10 (Предотвращение правонарушений), сотрудники МВД вообще должны ездить по мастерским, где устанавливают ксенон и магазинам, где его реализовывают, проверять сертификаты и регулировать работу этих фирм», — сообщил Асланян.

Что желаю, то и ворочу

К слову, в Научно-исследовательском и экспериментальном университете автомобильной электрооборудования и электроники, что есть автором письма, размещённого на сайте ГИБДД, Авто.Новости.Ru сказали, что их изучение ничего не запрещает, а просто доводит до сведения клиента эти, распознанные на протяжении испытаний.

«Отечественное письмо, посланное в ГИБДД еще прошлым летом, несет информационный темперамент. Это легко ответы на вопросы МВД и Государственной думы, которые были заданы нам по поводу газоразрядных ламп. Мы не решающий орган, мы ничего не утверждаем, а просто доводим до сведения», — поведал Авто.Новости.Ru заведующий отделом перспективных световых средств и приборов их диагностики НИИАЭ Леонид Новаковский.

Из всего, что было сказано направляться, что Государственная автоинспекция вопреки действующим положениям ГОСТа решила трактовать применение ксеноновых ламп в фарах, как «несоответствие режима работы внешних световых устройств», что вправду влечет лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев. Вот лишь на чем основаны аргументы ГИБДД известно лишь этому ведомству. Так как даже по существующему приказу МВД РФ №1240 от 7 декабря 2000 года, при наличии действующего талона техосмотра, милиционеры не имеют права проводить технический осмотр автомобиля на дороге. Но, даже если бы у них такое право было, как они будут определять тип лампы в автомобиле громадной вопрос. Глаза сотрудника ГИБДД несертифицированный прибор, исходя из этого и заключение возможно дано лишь «на глазок».

Взять официальные комментарии в ГИБДД России за чемь дней нам так и не удалось, ответа на запрос по факсу мы также не взяли. Но собственный источник в ведомстве сказал редакции Авто.Новости.Ru, что до тех пор пока документ вправду не несет юридической силы и был опубликован «для неспециализированного сведения». Отечественные другие источники в различных отделах ГИБДД по Москве так же подтвердили эти сведенья: «официального указания сверху не было, пока никого не лишаем».

Правда наряду с этим интернет уже пестрит сообщениями о вымогательстве со стороны сотрудников ГИБДД. В форумах именуется даже сумма за которую возможно «не» понести наказание — от 3 до 10 тысяч рублей. Мы сохраняем надежду, что эта статья разрешит отечественным читателями избежать произвола от коррумпированных сотрудников МВД.

Copyright © 2012-2020
Яндекс.Метрика